Средства формообразования

Средства объемно-пространственного формообразования

Следует выделить следующие формы композиции: фронтальная, объемная, объемно-пространственная композиции. Одним из важнейших средств построения объемно-пространственной композиции является равновесие. Всякая правильно построенная композиция является уравновешенной. Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Его местонахождение не вызывает сомнения и желания передвинуть его по изобразительной плоскости. При этом не требуется точного зеркального соответствия правой и левой сторон (симметрия всегда уравновешенна, а равновесие не всегда симметрично).

При компоновке форм на плоскости большое значение играют масштаб, пропорции и модуль изображаемых величин. От правильного их использования зависит выразительность композиции.

Масштаб – это соизмерение величин изображенного объекта по отношению к действительным величинам. Вся композиция начинается с установления размеров изображения.

Пропорции – это соотношение элементов изображаемой формы.

Модуль – единица измерения. Он находится в пропорциональном отношении к величине изображения.

Для достижения выразительности объемно-пространственной композиции немаловажную роль играет ритмическая организация и взаимосвязь конструктивных элементов на плоскости. В зависимости от расположения фигур композиция может быть статичной или динамичной. В пером случае элементы располагаются симметрично относительно осей формата. Во втором случае Возможны два варианта: различное расстояние между элементами или элементы имеют различные размеры.

Приемы композиции:

1. Линейные (стержневые) элементы, где есть подчинение одному главному элементу или группе элементов, являющемуся ядром (центром) композиции.

2. Плоскостные элементы.

3. Рамочные конструкции

4. Плоские геометрические формы.

Цвет в формообразовании.

Средства объемно-пространственного формообразования

Роль цвета в проектной деятельности так же велика, как в любом виде искусства. С помощью умелого использования цветовых оттенков можно добиваться решения различных задач и создания необходимого эффекта. Разделяют две основные группы цветов: ахроматические и хроматические. Ахроматические Цвета отличаются один от другого только степенью яркости. Между самыми яркими (белыми) и самыми темными (черными) существует множество оттенков серого цвета.

Хроматические – это цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре. Они отличаются друг от друга по трем признакам: цветовой тон, насыщенность, светлота и яркость.

Приемы:

1. Яркость. Зрительно выделяет предмет, играет роль контраста.

2. При значительном различии в тонах и насыщенности, цельность композиции достигается сближением форм и объемов по светлоте.

3. Нюанс в монохромных или близких тонах достигается сближением по светлоте.

4. Значительные различия по светлоте в тонах и монохромии создает объемно-пространственную композицию.

5. Для создания приближения или отдаления форм используются ассоциативные свойства цвета: Насыщенные, теплые тона приближают, малонасыщенные и холодные отдаляют.